Серьезные изменения в основах научного мышления, а также ряд новых открытий в физике (электрон, радиоактивность и т.д.) привели на рубеже 19-20 веков. к кризису современной классической философии и, прежде всего, к краху ее философской и методологической основы - механистического мировоззрения. Суть этого кризиса была раскрыта В. И. Лениным в его книге "Материализм и эмпириокритицизм". Кризис был разрешен новой революцией в науке, которая началась в физике (Макс Планк, Альберт Эйнштейн) и охватила все основные отрасли науки.

Сближение науки с производством во второй половине 19 века привело к резкому увеличению объема коллективного труда в ит. Это потребовало новых организационных форм ее существования. 20-й век характеризуется тесной и прочной связью с технологией, все более глубокой трансформацией науки в непосредственную производительную силу общества, увеличением и углублением ее связи со всеми сферами общественной жизни и повышением ее социальной роли. Современная наука является важнейшим компонентом научно-технической революции, ее движущей силой. “Точки роста” науки 20 века находятся, как правило, на пересечении внутренней логики ее развития со все более разнообразными социальными потребностями, диктуемыми современным обществом.

К середине 20-го века. биология, в которой были сделаны фундаментальные открытия (например, Фрэнсис Крик и Дж. Уотсон установили молекулярную структуру ДНК, открыли генетический код и т.д.) выдвинулась на одно из первых мест в естествознании. Особенно высокие темпы развития характерны для тех направлений науки, которые, интегрируя достижения различных ее отраслей, открывают принципиально новые перспективы для решения важнейших сложных проблем современности (создание новых источников энергии и материалов, оптимизация отношений между человеком и природой, управление большими системами, космические исследования и т.д.).

Закономерности и тенденции в развитии науки
Более чем двухтысячелетняя история науки четко выявляет ряд общих закономерностей и тенденций в ее развитии. Еще в 1844 году Фридрих Энгельс сформулировал положение об ускоренном росте науки"... Наука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предыдущего поколения..." (К. Маркс и Ф. Энгельс, там же, Т. 1, с. 568). Как показали современные исследования, это положение может быть выражено в строгой форме экспоненциального закона, который характеризует увеличение некоторых параметров S., начиная с 17 века. Таким образом, объем научной деятельности удваивается примерно каждые 10-15 лет, что отражается в ускоренном росте числа научных открытий и научной информации, а также числа людей, занятых в науке. По данным ЮНЕСКО, за последние 50 лет (до начала 70-х годов) ежегодный прирост числа ученых составлял 7%, в то время как общая численность населения росла всего на 1,7% в год (в 70-х годах С. в США[ru] и некоторые другие капиталистические страны[ru] начало уменьшаться - начал проявляться эффект так называемого насыщения S.). В результате число живущих[ru] ученые и научные работники составляют более 90% от общего числа ученых за всю историю С.

Развитие науки характеризуется кумулятивным характером: на каждом историческом этапе она в концентрированном виде обобщает свои прошлые достижения, и каждый результат С. является неотъемлемой частью ее общего фонда, не перечеркиваясь последующими успехами познания, а лишь путем переосмысления и уточнения.

Преемственность С. приводит к единой линии ее прогрессивного развития и ее необратимому характеру. Это также обеспечивает функционирование С. как особого типа "социальной памяти" человечества, теоретически кристаллизующего прошлый опыт познания реальности и овладения ее законами.